Сатира и гротеск – дефиниции

Термины сатира и гротеск употребляются уже с давных времён.  Понятие сатиры как литературного жанра сформировалось    в римской литературе и существовало в том виде до XVIII века. Однако примеры высмеивания и осуждения отрицательных явлений можно найти уже в древнегреческой комедии. В постклассический период сатира меньше и меньше выступает как отдельный жанр. Наступает явление экспансии сатиричности, которая охватывает все жанры эпики, лирики и драмы.

В российском литературоведении сатира выступала как четвёртый литературный жанр. Российские писатели и литературоведы обращали внимание на общественную роль сатиры, на её активное участие в борьбе со злом и необходимость отнесения высмеиванного явления к соответствующему ему положительному явлению – норме, идеалу. По словам М. Бахтина сатира это …образное отрицание действмтельности в различных её моментах, необходимо включающее в себя – в той или иной форме, с той или иной степенью конкретности и ясности – и положительный момент утверждения лучшей действительности[1].

Как древние, так и современные дефиниции сатиры её основой считают образную критику, которая высмеивает и унижает отрицательные стороны широко понимаемой действительности. Можно выделить общественно-бытовую, политическую, личную и литературную сатиры или конкретную и абстрактную[2].

Существует множество дефиниций термина гротеск. Найболее сжато можно определить гротеск как образность, которая основывается на сочетании гетерогенных элементов. В современном российском литературоведении сущность гротеска сжато определил В. Хазилев: гротеском принято называть художественную трансформфцию жизненных форм приводящую к некой уродливой несообразности к соединению несочетаемого[3].

Как сатира, так и гротеск это эстетические образные категории, в которых отражается, с помощью определённых приемов, отрицательное аксиологически – эмоциональное отношение автора к изображаемому. Сатира и гротеск проявляются во всех литературных видах и большинстве литературных жанров. Каждая   из этих категорий может существовать независимо от другой, но в литературе нового времени они очень часто накладываются друг    на друга: существует сатирический гротеск (рядом с фантаститеческим) и сатира с элементами гротеска[4].

Несколько схематично в русской литературе можно выделить следующие тенденции внутри гротескного направления:     а) романтический гротеск, б)социально-психологический гротеск,      в) карнавальный гротеск. К этому последнему принадлежит и роман Москва 2042. В карнавальном гротеске на первом плане находится образ народного бытия, которое вбирает в себя все гротескные фантомы социальной системы и подвергает их карнавальному осмеянию и развенчанию. При этом высший смысл приобретают самые низкие – естественные – свойства человека и жизни. Гротеск обнаружил в романе Войновича трагикомические противоречия между советской мифологией и реальностью. В Москве 2042 писатель обнаруживает, что как советская власть, так и её оппоненты обладают желанием замены жизни системой идеалолгических иллюзий. Независимо от того, кто находится у власти, природа тоталитарного режима не изменяется[5].


[1] W. Supa, W kręgu pojęć „satyra” i „groteska”, w: Satyra w literaturach wschodniosłowiańskich, t. V, pod red. W. Supy, Białystok 2002, s. 9-20.

[2] Ibidem.

[3] Ibidem.

[4] Ibidem.

[5] Н. Л. Лейдерман, И. Н. Липовецкий, Современная русская литература 1950-1990-е годы в двух томах, т. 2, 1968-1990, Москва 2003, с. 135-176.

Reklamy

Skomentuj

Wprowadź swoje dane lub kliknij jedną z tych ikon, aby się zalogować:

Logo WordPress.com

Komentujesz korzystając z konta WordPress.com. Wyloguj / Zmień )

Zdjęcie z Twittera

Komentujesz korzystając z konta Twitter. Wyloguj / Zmień )

Facebook photo

Komentujesz korzystając z konta Facebook. Wyloguj / Zmień )

Google+ photo

Komentujesz korzystając z konta Google+. Wyloguj / Zmień )

Connecting to %s

%d blogerów lubi to: