Место и роль Владимира Николаевича Войновича в литературе последних десятилетий

Владимир Николаевич Войнович родился 26 сентября 1932 года в Сталинбаде (сегодня Душанбе). Отец, по происхождению российский cерб, работал редактором газеты, а мать, российская еврейка, учительницей. В 1936 году отец писателя, будучи активным партийным деятелем, был арестован и попал в лагерь[1].

С 1951 года по 1955 год Войнович был в армии в частях, которые размещались на территории Польши. Потом он уехал в Казахстан и наконец поселился в Москве. Во время своей жизни Войнович занимался различными профессиями: был пастухом, столяром, слесарем, авиамехаником, железнодорожным рабочим, инструктором сельского райисполкома, редактором Всесоюзного радио. Войнович был студентом Московского Педагогического Института им. Надежды Крупской. Пытался попасть в Литературный Институт им. Горкого, но ему не получилось[2].

Писательской деятельностю Войнович занимался ещё во время пребывания в армии. Тогда он писал стихи. Как прозаик он дебютировал в ежемесячнике Новый Мир в 1961 году своей повестью Мы здесь живём. Тогда Войнович хотел стать аполитическим писателем, однако это оказалось невазможным в тогдашних условиях. Отношение Войновича к репрессиям и его протесты против усиления политического контроля над литературой стали началом преследований писателя. Власть разными методами проявляла своё недовольствие поведением Войновича, его пьесы не ставились в театрах. Ситуация обострилась, когда Войнович передал за границу рукопись первой части своей повести Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чoнкина, которая была напечатана в 1973 году в эмиграционном журнале в Западной Германии. Под влиянием власти Войнович написал письмо Литературной Газете, в котором публично отмежевался от этой эмиграционной публикации его повести. Писатель написал, что Чoнкин был напечатан в Германии без его согласия. Однако редакция Литературной Газеты ещё обострила обвинительный характер его протеста. В 1973 году была напечатана повесть Войновича Степень доверия, в которой представлены некоторые события из истории Народной Воли. Однако это улучшило ситуацию писателя только на очень короткое время. 20 февраля 1974 года Войновича исключили из Союза Писателей. В том же году его приняли в члены французского ПЕН-клуба. 21 декабря 1980 года Войнович был вынужден эмигргировать – он поселился в ФРГ, недалеко от Мюнхена. Последним этапом процесса элиминации писателя с литературной и публичной жизни было лишение его советского гражданства в июне 1981 года. В эмиграции Войнович сотрудничал в отдельные периоды с несколькими изданиями эмиграционной прессы (Континент, Русская Мысль, Страна и Мир, Стрелец), которые являлись разнообразными, если учитивать политические и эстетическо-философские ориентации[3].

Со времением Войнович под влиянием собственных опытов создал дефиницию понятия диссидент. Его определяют следующие факторы : выступление в защиту конкретных людей, публикации       за рубежом, отсутствие смирения с властью или даже дерзкие отношения с ней. Хотя Войнович исполнял все эти условия, он не считался диссидентом в политическом смысле, потому что он чувствовал лояльность по отношению к государству. Однако в Советском Союзе само государство заставляло людей быть нелояльными по отношению к нему. Некоторые отделения власти даже работали для того, чтобы диссиденты существовали. Однако для Войновича выступать диссидентом обозначало защититься перед распадом личности, просто остаться человеком[4].

Перестройка начала медленный процесс возвращения Войновича в литературную жизнь России. В 1989 году тексты писателя  уже широко печатались в России, а театры начали ставить его пьесы. В том же году ему было восстановлено советское гражданство и членство Союза Писателей[5].

Важное место в эмиграционных достижениях Войновича занимает роман Москва 2042. Он является моделей жанра антиутопии. Сюжетом произведения являются события связаны с фанастическим путешествием главного героя – писателя Карцева. С помощью мотива машины времени – космоплана – Войнович переносит действие романа 60 лет вперёд – с 1982 года с Мюнхена в 2042 в Москореп – Московскую Коммунистическую Республику, которая возникла в последствии построения коммунизма на территории одного города.


[1] A. Dudek, Wojnowicz Władimir Nikołajewicz…, s. 398-401; A. Dudek, Władimira Wojnowicza odkrywanie Zamysłu…, s.73-74; С. Чупринин, op. cit., с. 279; Słownik pisarzy rosyjskich…, s. 424-425; T. Klimowicz , op. cit., s. 723-724.

[2] Ibidem.

[3] Ibidem.

[4] A. Dudek, Pisarz jako dysydent…, s. 107-115.

[5] A. Dudek, Wojnowicz Władimir Nikołajewicz…, s. 398-401; A. Dudek, Władimira Wojnowicza odkrywanie Zamysłu…, s.73-74; Klimowicz T., op. cit., s. 723-724;  С. Чупринин, op. cit., с. 279; Słownik pisarzy rosyjskich…, s. 424-425.

Reklamy

Skomentuj

Wprowadź swoje dane lub kliknij jedną z tych ikon, aby się zalogować:

Logo WordPress.com

Komentujesz korzystając z konta WordPress.com. Wyloguj / Zmień )

Zdjęcie z Twittera

Komentujesz korzystając z konta Twitter. Wyloguj / Zmień )

Zdjęcie na Facebooku

Komentujesz korzystając z konta Facebook. Wyloguj / Zmień )

Zdjęcie na Google+

Komentujesz korzystając z konta Google+. Wyloguj / Zmień )

Connecting to %s

%d blogerów lubi to: